Наталья Дмитриевна в прошлую субботу издевательски ехидничала, по своему обыкновению, по поводу моего исполнения ноктюрна Фильда. Она тонко намекала на то, что исполнять его, конечно, рекомендуется меланхолично, но не настолько же, как будто в самом первом такте кто-то внезапно умер трагической смертью. Поскольку мы с ней уже третий год тянем эту лямку ученика и преподавателя, я давно привыкла и смеюсь вместе с ней над своим чудесным исполнением, зато как радует, когда она не выдерживает и признает все же, что несколько тактов в начале второй половины ей понравились. Вот это дорогого стоит, тем более, что я действительно размышляла над этими тактами, вспоминала все, что НД могла бы мне сказать по поводу их исполнения, старалась это воспроизвести - и попала-таки в точку.
читать дальшеТочнее, мысль моя идет по несколько другому пути: я играю, вслушиваюсь в то, что играю, и сразу представляю, что НД ехидно заметила бы мне по поводу моего исполнения, разумеется, мне сразу же хочется избежать этого неприятного момента, и я начинаю тщательнее работать над звуком. Другой вопрос, что ехидные замечания НД до сих пор частенько застают меня врасплох, и предвидеть их мне не так часто удается, как хотелось бы.
Итак, о программной музыке. Программная музыка - это музыка, имеющая, естественно, программу, литературную подтекстовку, словесное переложение, четкий визуальный ряд. НД считает, что вся музыка вообще - программная. И всегда предлагает мне нарисовать себе сюжет, картинку, а потом ее играть. Сюжет, разумеется, включает в себя не только визуальный ряд, но и последовательность эмоций, передаваемых музыкой. НД даже рекомендует мне надписывать эту эмоцию над тактом карандашиком, чтобы не забыть. Между прочим, два года я упорно этим манкировала, в лучшем случае имитировала сие действие бормотанием: здесь весело, здесь грустно. В общем, упорно этому сопротивлялась, даже не столько потому что не так просто припомнить и соединить в последовательность десяток различных эмоций, а по какой-то другой причине.
А причина в том, что мне не нравится сама идея программности. Музыка всегда для меня была чем-то иномирным, не из нашего земного материального мира, а чем-то, что наоборот, уносит из него и является мостиком в мир какой-то другой, более настоящий (как это я называю ), даже свидетельством существования этого "настоящего", его, так сказать, провозвестником (не путать с пресловутым "миром фантазий"), его чистым символом. И следствием этого является то, что я с удовольствием вместе с НД вслушиваюсь в рождение звука, в то, как он летит, мы дружно следим за траекторией его полета, слушаем тишину между звуками и то, как один звук перетекает в другой, как изгибается мелодия то одним, то другим образом, разглядываем ее завитки и вслушиваемся, как она истаивает на излете. А вот когда НД начинает рисовать мне картинки и ожидает от меня собственнручно сочиненной программы, мне кажется, что меня грубо возвращают в наш материальный мир, где музыка работает на подхвате и носит прикладной характер, и я начинаю упорно сопротивляться, тем более, что программы получаются у меня уж больно банальными и тривиальными, не соответствующими тому, что я слышу в даже той не слишком сложной музыке, которую пытаюсь исполнять.
Так вот, я попыталась-таки на полном серьезе попробовать сделать то, чего хотела от меня НД, и поняла, в чем весь смысл, и в чем я была неправа...