Стань обычной - выделись из толпы индивидуальностей!
"Границы свободы и ответственности совпадают, как две стороны одного листа бумаги. Только там, где я свободен, где мною свободно приняты решения, свободно совершены действия, я и отвечаю за них и их последствия. И наоборот - я могу быть ответствен только за то, в чем проявилась моя свобода".
Григорий Тульчинский

@темы: Цитаты

Комментарии
07.02.2014 в 18:16

В цитатник, всё в цитатник))
07.02.2014 в 23:40

Простите, я не учь
В общем-то да... сложновато закручено, слишком много "подводных" камней, поскольку нет конкретики. Но такие цитаты обычно и избегают конкретики - так они красивее :) Так что в целом, одобряю :glass:
08.02.2014 в 00:26

Стань обычной - выделись из толпы индивидуальностей!
Ну спасибо :) (какой такой конкретики тут не хватает? :bubu: )
08.02.2014 в 12:14

Простите, я не учь
tin_ton, отдельно взятой ситуации, отдельно взятого решения.
08.02.2014 в 13:08

А вот мне что интересно стало... Если например в детстве я делал что-то, потому что так было принято в семье. Получается ли по цитате, что я не ответственен за свои поступки в детстве?
Да и вообще, всякий раз когда я чувствую себя несвободным, когда мне кажется, что меня заставили что-то сделать - получается, я не ответственен за свои поступки. Ибо я ответственен только, когда свободен.
На самом деле я думаю, что тут наверно не об этом говорится. Но цитату просто можно неправильно понять, да))
08.02.2014 в 18:13

Простите, я не учь
По-моему, мы вообще очень редко принимаем свободные решения. Тут надо тогда уточнить, свободные от чего? Вот действительно, ведь влияет всё - и воспитание, и сформировавшееся мировоззрение, и положение в обществе. Понятие свободы само по себе не очень-то понятно. Каждый под ней разумеет что-то своё: для кого-то это просто отсутствие решётки на окнах и дверях, а для кого-то это возможность безнаказанно творить всё, что хочется. Впрочем, может быть, здесь имеется в виду решение, принятое без давления извне, принятое под руководством только собственного мировоззрения, правил и всего того, что свойственно именно тебе. А уж каким тебя сформировало окружение, это не считается.
08.02.2014 в 18:58

Стань обычной - выделись из толпы индивидуальностей!
Помимо понятия свободы здесь еще нужно определиться с понятием ответственности, что здесь значит это слово, с этим тоже не все так просто :) . А это такие вещи, которые вроде все понимают, но каждый понимает по-своему, и еще в каждом конкретном случае по разному.

Если например в детстве я делал что-то, потому что так было принято в семье. Получается ли по цитате, что я не ответственен за свои поступки в детстве? Я думаю, в контексте этой фразы - да. В детстве со свободой обычно складывается весьма непросто, и все действия ребенка часто неосознанны или тесно связаны с влиянием окружения. Но это не отменяет того, что ребенок может в каком-то случае ощущать свою личную ответственность.
Да и вообще, всякий раз когда я чувствую себя несвободным, когда мне кажется, что меня заставили что-то сделать - получается, я не ответственен за свои поступки, - здесь ключевое слово "кажется", - действительно заставили или это оправдание? "Заставили" - весьма расплывчатое понятие, одному достаточно слова, а другому надо пистолет к виску приставить. Кроме исключительных критических ситуаций, как правило, у человека всегда есть выбор, и "заставили" часто является оправданием тому, что он сделал то, к чему и сам склонялся. Но в этих исключительных ситуациях - да, наверное, не ответственен.

По-моему, мы вообще очень редко принимаем свободные решения, - в таком контексте, как у тебя, вопрос свободы решений вообще становится утопическим :) , даже слово "редко" начинает казаться преувеличением. Встает другой вопрос: а такое вообще бывает?
Здесь имеется в виду решение, принятое без давления извне, принятое под руководством только собственного мировоззрения, - думаю, да.
А уж каким тебя сформировало окружение, это не считается, - здесь мы вообще переходим в такую тонкую плоскость свободы воли. Мне кажется, проблема осознанности встает здесь в полный рост, здесь мы начинаем понимать, что человеку необходимо осознавать, что, как и почему в нем сформировалось, и отдавать себе в этом отчет, и только после этого у него начнется свобода принятия решений. А до этого его ответственность за них будет весьма эфемерной, хотя в общепринятом смысле, перед обществом, ему, конечно, в любом случае придется отвечать за свои решения по полной программе.
08.02.2014 в 22:40

Простите, я не учь
tin_ton, вот, а ты ещё спрашиваешь, какой конкретики не хватает :) Именно самой обыкновенной и не хватает.
08.02.2014 в 22:49

«Понятие свободы само по себе не очень-то понятно. Каждый под ней разумеет что-то своё: для кого-то это просто отсутствие решётки на окнах и дверях, а для кого-то это возможность безнаказанно творить всё, что хочется. »

Не соглашусь в том, что свобода - это не безнаказанность. Безнаказанность, это скорее именно несвобода, - потому что человек идет на поводу у своих инстинктов. В этом контексте, я согласна, что свобода - это ответственность, в какой-то степени самоконтроль. А безнаказанный человек просто распущен, а не свободен.
08.02.2014 в 22:51

Простите, я не учь
Onenotblonde, и тем не менее, некоторые путают свободу с безнаказанностью. Я же не сказала, что так считаю именно я )
08.02.2014 в 23:09

СЛН, То, что они их путают, не означает, что "свобода" от этого становится расплывчатее. Я это хотела сказать.