Ну вот, с музыкой на этот год покончено, все экзамены сданы, и можно
больше не подходить к пианино расслабиться и не думать все время, когда не репетируешь: "А ведь в это время я могла бы еще немного поиграть".
Во-первых, я поняла, что никакое я не чудесное исключение, что мне трудно играть на публике. Как волновалась вся остальная группа (большинство), так я им и в подметки не годилась. У людей потели ладони, дрожали руки, пальцы не попадали по клавишам, соскальзывали с них, а из головы вылетали все отлично отученные вещи.
читать дальшеЯ вот практически нисколечко не волновалась
. Да и чего мне волноваться, за обучение я и так плачу, больше платить не заставят, на двойку я точно не сдам, так что не исключат, а стыд (перед преподавателем и комиссией) глаза не выест — все все прекрасно понимают, сыграю хуже всех - будут считать, что я самый нервный человек - и все. И вот я захожу спокойненько, сажусь за знакомый рояль, и хоть до этого он слушался меня не лучшим образом, и клавиши блямкали, потому что они здесь слабее, чем у домашнего пианино, теперь он кажется мне таким родным, я столько раз за ним уже играла, и Наталья Дмитриевна по-прежнему рядом и даже немного тихонько подпевает мне, чтоб настроить на ритм. Но руки дрожать тем не менее начинают, причем, чем дальше, тем больше. Первый менуэт я заканчиваю с трудом, на второй пьесе начинает трясти, и когда надо сыграть быстрое интермеццо, пальцы просто деревенеют и отказыватся двигаться в нужном темпе. Я буквально просто обозначила это место, наплевала, пошла дальше, и, о чудо, ни одна нота не вылетела из моей головы. А если точнее, из пальцев, потому что головой, пожалуй, сообразить я бы не успела, если бы потребовалось. А я так и знала, что сыграть я смогу, только если на автомате, если он не откажет, а надо сказать, до этого он отказывал мне регулярно. И все мне говорили, что откажет обязательно, и надо будет "играть головой". Возможно, когда нибудь я и смогу соображать в этом деле быстро и играть головой, но пока - только если пальцы запоминают движения до автоматизма. А быстро я даже ноту фа не найду. Ну то есть вообще-то найду и легко, а вот в таких обстоятельствах - только очень медленно и печально.
В общем, все закончилось хорошо, Наталья Дмитриевна меня похвалила, комиссия поставила пять с минусом, то есть, в целом, я справилась. Сама собой я тоже вполне довольна в том плане, что собраться я все-таки могу, играть при людях для меня реально, только очень беспокойно. Но вот есть тревожный звоночек по поводу пальцев, которые отказываются двигаться в нужный момент. Если бы я делала карьеру пианистки, наверное, это очень бы меня встревожило и могло бы стать камнем преткновения, а так мне просто интересно, будет ли это продолжаться и в дальнейшем, ведь дальше меня ждут гораздо более сложные пассажи, и смогу ли я это преодолеть.
Все-таки эти экзамены - они скорее игра, чем по-настоящему, теперь все не так, как было, когда я училась в школе или в универе, когда нас настраивали на то, что все это жутко важно для всей нашей судьбы в частности и судьбы нашей родины и всего человечества в общем. Сейчас-то выясняется, что все это было только для того, чтоб ничего не соображающие дети, подростки и молодежь хоть чуточку посерьезнее отнеслись к этим экзаменам и хоть немного поготовились. А для меня, уже родившейся с пониманием своей ответственности перед всем человечеством и относящейся серьезно всегда к ко всему без исключения, это было излишним нагнетанием суперответственности и, в общем, довольно мучительно. Черт, а может, и раньше все эти экзамены были только игрой?